Skip to main content

Украинское подполье и евреи, 1943—1944 годы

Украинское подполье и евреи до III Съезда ОУН-Б

Так сложилось, что отношения украинских националистов к евреям и участие их в Холокосте является одной из самых политизированных и противоречивых тем. Вопрос отношения украинского националистического подполья к евреям слагается из двух составляющих: во-первых, было ли оно настроено антисемитски? Во-вторых, принимало ли оно участие в уничтожении евреев? Зачастую в современной украинской историографии отрицается не только участие украинских националистов в том или ином качестве в уничтожении евреев, но и присутствие антисемитизм в ОУН вообще . Особенно много споров в связи с попытками придать УПА статус комбатанта и приравнять ее солдат к солдатам красной армии вызывает вопрос отношения УПА к евреям. Так каким же все-таки было отношение украинских националистов к евреям после формирования УПА? Данной статье мы попытаемся ответить на вопрос об отношении украинских националистов к евреям применительно к концу войны.
К 1943 г. ОУН-Б уже высказывала свое отношение к еврейскому вопросу в программных документах. На II съезде ОУН-Б 1941 г. евреи характеризовались как опора московского режима: «Евреи в СССР являются наипреданнейшей опорой господствующего большевицкого режима и авангардом московского империализма в Украине. Противоеврейские настроения украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвернуть их внимание от действительной причины лиха и чтобы во время восстания [«зриву»] направить их на погромы евреев. Организация украинских националистов борется против евреев как подпоры московско-большевицкого режима, осведомляя в тоже время, что Москва – главный враг» (п.17) .

Несмотря на то, что некоторые историки пытаються представить это положение как доказательство отсутствия антисемитизма в ОУН практика погромов начала войны говорит об обратном . К концу 1942 г. ОУН прояснила свое отношение к евреям. По решению I Военной Конференции ОУН, состоявшейся в октябре 1942 г., евреев не следовало уничтожать, но нужно было «выселить их из Украины, дав им возможность кое-что вывезти из своего имущества». С ними, по мнению лидеров ОУН, необходимо было считаться из-за их сильного влияния в Англии и Америке. Однако подобное отношение не распространялось на военнопленных «политруков и евреев», которых приказывалось «уничтожать» . Весьма примечательно, что примерно в это же время произошло изменение подхода к еврейской политике по схожей причине и в Румынии.

Осенью 1942 г. маршал Антонеску изменил свою еврейскую политику, отказал Гитлеру в депортации Румынских евреев в Польшу и к концу сентября 1942 г. приостановил «эвакуацию» румынских евреев в Трансистрию. По всей видимости, смена курса была вызвана боязнью внешнеполитических осложнений в связи с заявлениями властей союзников на Еврейском конгрессе в Нью-Йорке о будущем возмездии странам, преследующих евреев . Однако подобное изменение политики вовсе не означало, что Антонеску перестал быть антисемитом, однако теперь он видел решение «еврейского вопроса» не в выселении евреев за пределы страны, а сионизме, то есть в переселении евреев в Палестину, и вскоре еврейскому сообществу было дозволено за свой счет депортировать за свой счет евреев из Транснистрии .

Вероятно, подобное изменение отношения к еврейскому вопросу имело место и в ОУН – руководство ОУН не перестало рассматривать «еврейский вопрос» в качестве проблемы, однако изменилась отношение к средствам ее решения. Несмотря на то, что с конца 1942 г. ОУН-Б уже не использовала термина "жидокоммунизм» в официальных документах , стереотип еврея-коммуниста продолжал существовать в ОУН и после I Военной Конференции. Однако практика деятельности украинского подполья в 1943 г. расходилась с намерениями, обозначенными на I Войсковой конференции. В конце 1942 г. на Волыни начали на основании боевок ОУН возникать отряды Украинской Повстанческой Армии (УПА).

Создание УПА как вооруженной армии, борющейся за освобождение Украины из-под власти оккупантов, было скорее инициативой местного Провода ОУН на ПЗУЗ во главе с Д. Клячкивским, чем проведением линии Центрального Провода ОУН во главе с Н. Лебедем, который отрицательно относился к возникновению на Волыни УПА, и, по все видимости, в начале 1943 г. не совсем контролировал сложившеюся там ситуацию. Для лучшего понимания дальнейшей еврейской политики ОУН надо отметить одну особенность Холокоста в Украине и Советском Союзе в целом, отличающую его от Холокоста в других странах. Если евреи Западной и Центральной Европы погибли, преимущественно, в лагерях смерти, то евреи Украины, несмотря на то, что значительная их часть погибла в лагерях смерти – Белжице, Собиборе, уничтожались главным образом «на местах» при ликвидации гетто, созданных нацистами в украинских городах и местечках.

Однако порой евреям удавалось бежать их гетто и трудовых лагерей и находить спасение (для большинства, к сожалению временное) в лесах Волыни и Галичины. В некоторых случаях бежавшие евреи находили спасение в УПА. С весны 1943 г. повстанцы стали использовать евреев в качестве рабочих для своих нужд. В апреле 1943 г. около Порицка на Волыни был создан лагерь из 100 евреев. Тогда же в Кудринках был создан другой лагерь, включавший 400 евреев. Согласно некоторым исследователям, эти лагеря незадолго до прихода советских войск были ликвидированы, а их члены убиты . Еще один лагерей был организован в местечке Степань летом 1943 г. В нем трудилось более 40 еврейских семей с детьми. Евреи главным образом использовались как пошивчики одежды и белья .

Помимо специальных лагерей, где использовались евреи-специалисты, в УПА присутствовало большое количество евреев-врачей . Присутствие евреев в УПА факт общеизвестный в историографии . О нахождении врачей-евреев в УПА свидетельствуют и советские документы . Некоторые евреи-врачи даже специально выкрадывались из гетто и трудовых лагерей . То, что в УПА служило много медиков-евреев, часто используют как доказательство интернационализма ОУН, свидетельство в пользу того, что в ОУН не существовало никакого антисемитизма . Однако это не так. Антисемитизм в ОУН был, но политика уничтожения евреев не распространялась на «специалистов», к которым, бесспорно принадлежали медики УПА. Евреям-врачам сохранялась жизнь, потому, что они были крайне нужны для украинских повстанцев. О степени потребности украинского подполья во врачах может свидетельствовать, например, такой факт, что после погрома в июле 1941 г. в Тернополе было всего два врача-украинца .

В подобной практике разделения евреев на специалистов, которым сохранялось право на жизнь, и неспециалистов, обреченных на уничтожение/репрессии, не было ничего удивительного для тогдашней профашистской Европы. Положения словацкого закона от 15 мая 1942 г. «о высылке евреев» не распространялось на врачей, инженеров и прочие категории евреев, которые соответствующие словацкие министерства посчитают нужным оставить в Словакии . Похожим было усташское антиеврейское законодательство, которое было немного «мягче» германского в отношении евреев, участвовавших в усташском движении, а также по отношению к «необходимым» евреям, таким как врачи, участникам смешанных браков .

В Италии, также как и в Хорватии, существовали категории евреев, на которых не распространялось действие антиеврейских расовых законов. К ним относились евреи-ветераны фашистского движения (евреи, участвовавшие в фашистском движении до похода на Рим), а также евреи-ветераны Первой Мировой, Эфиопской и Ливийской войн и конфликта в Фиуме . Румынское еврейское законодательство также разделяло евреев на несколько категорий, евреи ветераны войн находились в более привилегированном положении. Часть евреев-врачей как и других специалистов решением Антонеску была оставлена в Черновцах и не подверглась дальнейшей депортации в Транснистрию .

В Венгрии, несмотря на принятие расовых законов, которые исключали евреев из экономической жизни, на практике в полной мере этого исключения не произошло, так как отсутствовало достаточное число венгров, способных полностью заменить евреев . Даже немцы в некоторых регионах сохраняли (на некоторое время) жизнь евреям-специалистам. Как видим, оуновское деление евреев на полезных «специалистов», которых следует использовать и привлекать в движение (врачи в УПА) и «неспециалистов» вполне соответствовало практике профашистских движений. В пользу того, что в УПА присутствовало деление на евреев-специалистов и простых евреев свидетельствуют показания И.Н. Ткачука, который до середины 1943 г. был войсковым референтом ОУН Ровенской области. Он свидетельствовал: «в бандах УПА специалистами, и в первую очередь врачами и фармацевтами работали также евреи.

По вопросу привлечения специалистов евреев в банды УПА было специальное указание руководства. Оно сводилось к тому, что хотя немцы и украинские националисты [sic! – А.Б.] уничтожают евреев, следует сделать исключение для специалистов, которые в целях спасения жизни согласятся служить в УПА, так как банды УПА остро нуждались в таких кадрах» . Вероятно, многие врачи-евреи поступали на службу в УПА, поскольку не имели другого выбора, так как присутствие в коллективе давала им больше шансов на выживание, а также давало возможность мстить своим обидчикам немцам. Некоторых врачей повстанцы просто забирали силой .

Известно, что после того как советские войска заняли Западную Украину, многие врачи-евреи из УПА, равно как и врачи прочих национальностей, покидали УПА . Очевидно, они с охотой шли служить в организацию, борющуюся с немцами, но не были готовы и не имели желания служить в организации, воюющей с СССР. Говоря о сравнительно большом присутствии евреев-специалистов в УПА, следует учитывать, что именно евреи-специалисты были той категорией евреев, которой удалось сохранить свою жизнь до 1943 г. Прочие евреи, интеллигенция, старики, дети были к тому времени уже, в основном уничтожены во время предыдущих «акций». По крайней мере, часть евреев-специалистов и врачей в УПА вполне могла спокойно дожить до окончания войны или прибытия советских войск .

Стоит отметить, что по показаниям выживших еврейских врачей, служивших в УПА, повстанцы обращались с ними весьма гуманно . Это выгодно отличает от повстанцев от других праворадикальных режимов, использовавших евреев. Румынские врачи-специалисты должны были носить звезду Давида. Об отношении немцев к евреям специалистам и говорить не стоит. Возможно, гуманное обращение украинских националистов с евреями было связано с уже указывавшимся стремлением использовать влияние евреев в странах союзников. Однако факт сам по себе примечательный. Одновременно существуют свидетельства, указывающие на то, что часть евреев-медиков была убита при попытке к бегству после приближения Красной Армии .

Большинство историков, занимающихся еврейско-украинскими отношениями времен II Мировой войны (Ш. Спектор, Е. Джонс, Полищук, Семашки) полагают, что перед приходом советских войск большая часть евреев, служивших в УПА, была убита националистами . Действительно, известно, например, что уже упоминавшийся лагерь евреев в Степани, незадолго (за 6 недель) до прихода Красной Армии был повстанцами ликвидирован, а его члены-евреи убиты . По всей видимости, такая же участь постигла при подходе советских войск и евреев, работавших в украинском подполье врачами и в районе Тернополя . 2 еврея-специалиста из лагеря Куровцы (Тернопольская область) присоединились к УПА, но с приближением КА были убиты . Обращает на себя внимание, что создание еврейских лагерей из специали¬стов, привлечение евреев-врачей в УПА началось еще в начале 1943 г., то есть до III Чрезвычайного съезда ОУН и до изменения программы ОУН в сторону демократизации на этом съезде.

Поэтому привлечение евреев в УПА изначально осуществлялось из-за крайней практической необходимости, а не из-за изменения идеологии ОУН и провозглашения всех гражданских прав национальным меньшинства Украины (как это произойдет на III Съезде). В виду того, что весной 1943 г. УПА еще не полу¬чила официального одобрения ОУН, а вопрос подчинения УПА ОУН не был решен однозначно, вероятно, идея практического использования евреев в УПА исходила снизу, их провода ОУН на ПЗУЗ, а не от ЦП ОУН. Те авторы, которые приводят службу врачей-евреев в УПА в качестве доказательства отсутствия антисемитизма у украинских националистов и свидетельства того, что украинские повстанцы не уничтожали евреев, не задаются вопросом, почему нам известно множество евреев-врачей, специалистов в УПА, но практически нигде не отмечается участие евреев-неспециалистов в качестве рядовых солдат УПА.

Между тем, на Волыни и после очисток гетто осенью 1942 г. сохранялось определенное количестве скрывающихся в лесах евреев, которые могли бы пополнить ряды УПА. Даже осенью 1943 г., судя по отчетам УПА, в некоторых районах Волыни оставалось в лесах по 40, а то и 100 евреев . Всего на Волыни бежало из гетто около 40 тысяч евреев, однако Холокост пережило не более 4 тысяч . В Галичине также оставалось значительное число евреев. Например, только в одном из нескольких бункеров, в которых укрывались Тернопольские евреи после ликвидации гетто летом 1943 г. пряталось 100 евреев . Известно, что в советских партизанских отрядах присутствовали евреи , спасавшиеся от Холокоста . К советским партизанам на Волыни присоединилось около 2 500 евреев .

Еврейский исследователь Е. Бауэр подчеркивает, что присутствие советских партизан в том или ином районе региона облегчало спасение евреям . Однако в УПА за редким исключением евреев солдат не было. Очевидно, что их не было потому, что УПА продолжала рассматривать евреев как крайне ненадежный элемент, «жидо-большевиков» и поэтому не могло допустить в свои отряды евреев. Это противоречит версии о благожелательном отношении украинских националистов к евреям. Более того, присутствие евреев в советских и не только партизанских отрядах вызывало открытое недовольство командиров УПА. Например, главе чехословацкого партизанского отряда Репкину в устной форме было сказано, что только после того как его отряд избавится от евреев повстанцы начнут с ним переговоры . Ни в письменном ответе, ни в дальнейших переговоров представителей УПА еврейская тема развития не получила, однако факт сам по себе примечательный. То, что отчет Репкина о требовании украинских повстанцев убрать всех евреев-партизан не был простой клеветой на УПА подтверждается документами самих повстанцев.

Так, в одной из статей издания «политического отдела УПА» газеты «До зброї» сообщалось, что советские партизаны для того, чтобы «подлизаться» к украинским националистам, «нередко используют национальные лозунги, а иногда демонстративно убирают из своих рядов евреев и поляков» . Однако даже частичное изменение политики украинских националистов по отношению к евреям-специалистам и медикам не отменяло того факта, что украинские националисты продолжали участвовать в уничтожении евреев. В основном эта политика осуществлялась по линии СБ («Служби Безпеки» – Службы Безопасности ОУН).

В 1943 г. в инструкции для полиции СБ ОУН приказывалось: «преступников, болтунов, невиновыных и виновных иноземцев [«чужинцiв»] пьяниц, паникеров, сексотов, тех кто перепрятывают ляхов и прочих иностранцев. Уничтожать! Евреев, найденных в селах, необходимо допросить, а затем на восток» . В инструкции референта СБ «Жбурта» относительно евреев говорилось: «всех евреев неспециалистов конспиративно ликвидировать, чтобы евреи и даже наши люди не знали и пустить пропаганду, что они пошли к большевикам» . Отряды УПА должны были быть исключены из политики уничтожения евреев, и их члены не должны были ничего знать об уничтожении евреев СБ. Как видим евреев при встрече с СБ ожидало далеко не радостная участь…

В тоже время данные инструкции СБ помогают нам лучше понять степень ответственности различных слоев и сил украинского национального движения в геноциде евреев. Очевидно, что СБ, отдававшая прямые приказы уничтожать евреев-неспециалистов, несет самую прямую ответственность за убийство евреев. Совсем иного рода ответственность за эти события и другую оценку с нашей стороны должны нести рядовые члены ОУН и особенно УПА, «симпатики» украинского национально-освободительного движения от которых факты преднамеренного уничтожения евреев предстояло скрывать. Однако некоторые отряды УПА все же уничтожали евреев. В воспоминаниях немногих выживших евреев мы найдем многочисленные свидетельства убийств евреев украинскими повстанцами, которые начались одновременно с началом нападения отрядов УПА на польские села. При нападении на село Котляровка Дедеркальского района Тарнопольской области 10-15 мая перед боевкой Ф. Вознюка была поставлена задача «убивать и грабить всех поляков и евреев на территории Дедеркальского района» .

Следует сказать, что здесь набирали силу первые отряды УПА и создавалась «Антонецкая республика» УПА. Как видим политика «республики» в национальном вопросе не отличалась терпимостью. По воспоминаниям одного из выживших евреев Дж. Пери (J. Peri), ему стало известно, что в районе Малинска украинские националисты уничтожили пять евреев, включая женщин и детей . Баруху Голдману местные крестьяне сообщили, что бандеровцы убили всех прятавшихся в окрестности Тинного и Чабеля евреев. Кроме этого еще весной 1943 г. бандеровцы района Тинного дали крестьянам предписание не помогать евреям . Такое же распоряжение было дано бандеровцами крестьянам в районе Сарны . Братьями Шевчук в 1943 г. в с. Чудница Гощанского района была убита, скрывавшиеся от немцев семья из 6 человек . По воспоминаниям выживших евреев в 1943 г. бандеровцы около г. Ровно устроили настоящую охоту на евреев, прочесывая окрестности в их поисках . И действительно, по показаниям члена боевки СБ Ровенского района Н.Ф. Слободнюка комендант районной СБ дал установку уничтожать всех евреев .

Зачастую при нападении на польские села вместе с польскими семьями украинские националисты уничтожали и скрывавшихся у них евреев . Иногда убивались еврейские беженцы вместе с польскими . Например, при нападении отрядов УПА на Липники 26 марта 1943 г. было убито 4 еврея. 15 июля 1943 г. в колонии Велик было убита еврейская семья. 30 августа в селе Мышлино было убито 4 еврейские семьи . В некоторых случаях евреи, как в селах Копане и Ганичев, по предложениям поляков совместно обороняли села от украинских атак . Последнее село было уничтожено повстанцами вместе с его защитниками . Впрочем, не всегда евреи выступали в роли пассивной жертвы. В некоторых случаях (как это было в Борщеве летом 1943 г.) еврейские вооруженные отряды сами нападали на украинскую полицию и отряды бандеровцев .

ОУН и евреи после III Чрезвычайного съезда ОУН

В августе 1943 г. произошел III Чрезвычайный Съезд ОУН-Б. Здесь в программе ОУН появились пункты (пп.10-12) о гражданских правах, ранее полностью отсутствовавшие в программе ОУН. Гарантировались права и национальным меньшинствам . Однако на практике случаи уничтожения евреев украинскими повстанцами продолжались. Уничтожение евреев продолжалось и после изменений в идеологии ОУН. В отчете референта СБ ВО «Заграва» (северная группа УПА) от 3 ноября 1943 г. сообщается, что в период с 15 сентября по 15 октября 1943 г. между прочим СБ было убито 33 поляка, 1 еврей . Однако из отчета не совсем понятно были ли они убиты просто из-за их национальности или же по причине антиоуновской деятельности. В отчете коменданта надрайона «Гало» ВО «Заграва» от 17 октября 1943 г. сообщалось: «Банда местных и евреев – до 60 особ, преимущественно в окрестностях – преимущественно крутилась в окрестностях Озерска и Сваричевичей, за речкой Горынь их большее число» .

По всей видимости, эта небольшая группа партизан из евреев и местного населения была УПА уничтожена. В ноябре 1943 г. некоторые отряды УПА «ходили на евреев». Например, отрядом им. Колодзинского 14 ноября 1943 г. после такого «хождения» в лесу рядом с Островцями было убито 4 еврея, 2 захвачено в плен, еще двое бежало . В конце 1943 — начале 1944 г. оставшиеся евреи в районе Подгайцев были убиты украинскими отрядами УПА . Информация об уничтожении евреев содержится в отчете заместителя коменданта надрайона «Гало»: «13.XII.43 г. местная боевка [речь идет о Высоцком районе – А.Б.] поймала четырех евреев, которых убила» . То, что убийство было совершено местной боевкой, указывает на то, что к уничтожению евреев со стороны УПА была причастно не только СБ, но и иногда рядовые подразделения повстанческой армии. Кроме того, убийство было совершено в декабре 1943 г., то есть заметно позже после того, как произошла демократизация ОУН, и национальным меньшинствам были гарантированы права.

По всей видимости, в данном случае речь идет об инициативе снизу, поскольку руководство ОУН было не заинтересовано в распространении слухов об убийстве евреев, и поэтому ликвидацию евреев-неспециалистов должны были осуществлять отряды СБ. 8 января 1944 г. вышла инструкция политическим надрайонным референтам ОУН, в которой обозначалось: «против евреев не выступаем» . Однако слово «выступать» скорее относится к пропаганде и идеологии, чем к реальной политике. Во всяком случае, на местах СБ и в начале 1944 г. «выступала» против евреев. В приказе члена СБ ОУН на Волыни «Беркута» от 11 марта 1944 г. приказывалось «без промедления ликвидировать коммунистов и евреев» . 6 февраля 1944 г. у жителя с. Морозовка, члена ОУН, во дворе были найдены трупы еврейской семьи из трех человек (включая ребенка).

В марте 1944 г. в лесу под Нараевом (Тернопольская область) солдаты УПА обнаружили землянку с 51 евреем и расстреляли их . В отчетах УПА встречаются сообщения, что отряды УПА вступали в бой с «бандой» «поляков и евреев» – такое столкновение произошло 12 февраля 1944 г. у с. Тучне. Украинские националисты преследовали евреев, скрывавшихся в Бориславских лесах в первой половине 1944 г. большая часть их была убита . То, что УПА уничтожала евреев, признавалось самими членами УПА. Так, в отчете объединения «Дорош» группы УПА «Хмельницкий» (ВО «Богун-«ЗГ») читаем следующий ответ на вопрос украинского населения Житомирщины о том, била ли УПА евреев: «пояснил таким образом, что бить били, но не так как поляков, а как прислужников немецких [?! – А.Б.] и грабительской красной партизанки, с чем население согласилось» . Трудно сказать сколько выживавших в течение нескольких лет в нечеловеческих условиях евреев стало жертвами «прислужництва у немцев»…

Однако подобное подозрение евреев было свойственно не только УПА. Среди части советских партизан были также распространены обвинения евреев, бежавших от немцев, в шпионаже на Германию . Советские органы, в свою очередь, так же отмечали, что отряды УПА уничтожали евреев . Демократизация программы ОУН не привела к устранению антиеврейских стереотипов у рядовых членов организации. Некоторые украинские националисты продолжали в беседах определять существующую власть как «жидо-большевистскую» и после частичной демократизации программы 1943 г. . Стереотип еврея-сторонника большевиков встречается в отчетах ОУН в 1944 г . Более того, продолжал существовать стереотип «жидо-коммуны». В одном из отчетов о событиях в Буковине мы найдем определения вроде «жидо-большевистская сволочь», «жидо-большевистская администрация» .

В отчетах УПА часто подчеркивалась (действительная или мнимая) еврейская составляющая партизанских «банд». Например, в отчете коменданта тыла («запiлля») ВО «Заграва» от 25 декабря 1943 г.: «большевистская банда, составленная преимущественно из евреев, напала на село Марянивку, ограбила, забрали рогатый скот, овец. Среди них были и еврейки, которые забрали у крестьян постель» . В советских документах отмечались антисемитские настроения «симпатиков» ОУН. Например, житель Здолбуново Абрамчук заявил после митинга о своей поддержке немцев: «Немец для нас еще оружия и харчей доставит, а у нас и друзей хватит, чтобы коммуну и мешок евреев раздавить и быть свободными для нашей Украины».

И далее: «У нас хватит [сил] и есть ребята, которые смогут сделать тоже самое, что сделали с жидами» . В отчетах ОУН 1944 г. мы также найдем примеры антисемитизма украинских националистов. Например, в отчете «Чара» от 14 августа 1944 г. читаем: «евреи которые попрятались, дальше ведут свою подлую донощицкую работу». Эта работа, согласно автору отчета, заключалась в том, что евреи доносили в НКВД, что украинцы ездили с оружием, указывали на тех, кто уничтожал поляков . Даже после того, как ОУН отказалась от выступления против евреев в своей пропаганде, в работах лидеров ОУН мы можем встретить антисемитские высказывания, например И. Гриньох («И.М. Коваленко») в своей работе «Цели и методы немецкой империалистической политики на оккупированных территориях», осуждая немецкий расизм, усматривал аналог немецкой расовой теории в иудаизме с его делением на евреев и гоев .

Очевидно, что подобные оценки совершенно не способствовали симпатии к еврейскому народу во время «окончательного решения еврейского вопроса». Соприкосновение ОУН с Восточной Украины налагало отпечаток и на отношение к евреям. В одном из отчетов сообщается: «кое-кто удивляется, что в листовках ничего не упоминается о евреях» . Трудно сказать, что в данном случае хотели услышать о евреях жители Восточной Украины, однако показательно, что и здесь изначальная программа ОУН встречалась с мнением населением Советской Украины, приводя в конечном итоге к коррекции идеологии. Осенью 1944 г., по всей видимости, происходит окончательное изменение политики ОУН по отношению к евреям. 5 сентября 1944 г. командование ВО «Буг» издало приказ 11/1944, в соответствии с которым с евреями, как и с прочими народами, надо было обращаться как с национальными меньшинствами .

Во временной инструкции организационной референтуры Краевого провода ОУН на ЗУЗ от 7 сентября 1944 г. в отношении евреев предписывалось: «Против евреев не предпринимать никаких акций. Еврейский вопрос перестал быть проблемой (их стало очень мало). Это не относится к тем, которые выступаю против нас активно» . Пункт о возможности уничтожения действующих против партизан евреев оставлял националистам право уничтожать евреев в рамках самозащиты. Однако к этому времени ситуация изменилась. Занятие советскими войсками Западной Украины положило конец гитлеровскому геноциду евреев. Немногие из них пережили Холокост. Евреи, которые до войны были одним из самых многочисленных народов на Западной Украине, после войны практически исчезли с карты Западной Украины. С приходом советских войск отпала нужда евреев прятаться в лесах. Те евреи, которые там были, включая врачей и других специалистов из УПА, вернулись в города.

Встречи УПА с евреями прекратились, хотя, по воспоминаниям выживших евреев, отдельные убийства евреев бандеровцами предпринимались и после освобождения территории советскими войсками (как это было с Энцель Аверман в Скоморохах) . Сколько евреев всего погибло от украинских повстанцев? По мнению Г. Мотыки, число евреев, убитых непосредственно УПА, не превышает 1-2 тысячи, при этом большая их часть погибла на Волыни . Несмотря на повальный антисемитизм среди ОУН, не все участники украинского национального движения принимали участие в уничтожении евреев.

До нас дошли воспоминания выживших евреев об украинских националистах, положительно относившихся к евреям. У нас есть свидетельство, когда украинский националист предупредил своего еврея-одношкольника, пришедшего к нему, чтобы тот скрывался, поскольку в противном случае соратники националиста найдут еврея и убьют . В одном воспоминании мы можем обнаружить, что укрывавший евреев крестьянин был «украинским националистом», участвовавшим в акциях по разоружению немцев . Подводя итоги еврейской политики ОУН в 1943—1944 гг., можно сказать, что если в пропаганде ОУН в 1943 г. перестала выступать против евреев, гарантировав им, как и другим народам, равные права в будущем независимом украинском государстве, то на практике ситуация была другой. Евреи-врачи и прочие специалисты могли рассчитывать на защиту УПА во время работы на украинских повстанцев. Несмотря на то, что многие евреи вернулись от них после прихода КА живыми, подобная участь ожидала не всех евреев, попавших на работы в УПА. Судьба иных евреев была менее завидной. При встрече с СБ ОУН им почти наверняка грозило уничтожение.

При встрече непосредственно с УПА также был велик шанс быть уничтоженным. Особенно хотелось бы подчеркнуть разницу в отношении к евреям СБ и УПА. Если перед боевками СБ была поставлена ясная и четкая задача уничтожения евреев, то перед УПА такой задачи не было. Уничтожение евреев со стороны солдат УПА носило, по всей видимости, эпизодический, произвольный характер. Более того, от солдат УПА предписывалось скрывать преступную политику СБ по уничтожению евреев. Сделано это было, видимо, для пропагандистских целей. ОУН стремилась представить УПА как повстанческую армию, провозглашавшую и осуществляющую принципы «свобода народам, свобода человеку» не только для внешнего мира, но и для членов украинского подполья. Отряды УПА, вероятно, уничтожали евреев «не так, как поляков» (так, то есть просто по национальной принадлежности, их уничтожала СБ), а как польских и советских «агентов», прислужников советской и польской «партизанки».

Все «прислужничество» евреев выражалось в том, что они просто хотели выжить и искали у польских или советских партизан защиты и сообщали им известные данные о ситуации, в том числе и об украинских националистах. Учитывая, что среди отрядов УПА было большое количество бежавших полицаев, а также, вероятно, были люди прямо или косвенно принимавшие участие в еврейских погромах, станет понятно, почему так много членов УПА не хотели, чтобы евреи-«доносчики» рассказали советским органам об их «подвигах». Хорошим примером тут может служить В. Крижановский, бывший комендантом полиции Клесова. Он увозил на расстрел в Сарны евреев, а затем лично расстрелял 15 сбежавших евреев. К 1944 г. он уже ушел в леса и возглавлял один из бандеровских отрядов .

Очевидно, любой местный еврей при встрече с ним не имел шансов остаться в живых. Говоря же об уничтожении евреев СБ, следует учитывать, что СБ ОУН имела достаточную самостоятельность, в том числе и в определении врагов Украины. Поэтому трудно сказать, откуда исходил приказ уничтожать евреев по линии СБ, от Центрального Провода ОУН или от главы СБ Арсенича. Не исключено также, что решение об уничтожение было принято на более низком уровне СБ. Но, что именно толкало СБ к уничтожению евреев? Вряд ли это был биологический антисемитизм немецкого образца, стремление уничтожить евреев как отдельную расу. Скорее всего, причиной, побуждавшей к уничтожению бесполезных евреев-неспециалистов был все тот же стереотип «жидо-большевизма».

Естественная поддержка советских партизан евреями, их участие в советских отрядах укрепляло этот стереотип. Среди волынских партизан евреи, включая и тех, кто пришел в партизанские отряды, спасаясь от уничтожения, составляли около 18% . Евреи продолжали рассматриваться как носители идей коммунизма, сексоты, коммунистические «коллаборационисты». Кроме того, в политической мысли ОУН времен войны существовало мнение, что «евреи вновь идут к соглашению [«до порозумiння»] с поляками» . Компания по уничтожению евреев зимой-весной 1944 г. часто оправдывалась тем, что евреи являются польскими шовинистами . Евреи обвинялись как коллективная группа в двух грехах – поддержке коммунизма и польского национализма. Поэтому уничтожение евреев как коллективной группы, очевидно, рассматривалось СБ ОУН как искоренение опоры большевизма и пропольских сил в крае. Все это делало евреев желанной мишенью украинских националистов, в том числе и после «демократизации» ОУН.

А.И. Баканов. Сотрудник Центра истории России, Украины и Беларуси Института всеобщей истории РАН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

SovietHistory » Историческое пространство » Украинское подполье и евреи, 1943—1944 годы